В отличии от людей и человекообразных обезьян, макаки-резус при осмотре себя в зеркало не понимают, что это они сами.
Но, согласно докладу, в Cell Press журнала Current Biology 8 января, это не означает, что они не могут учиться. Более того, после обучения макак самоосмотру в зеркале, они продолжали использовать зеркала для осмотра собственных частей тела, которые они обычно не видят. Изучение обезьян проливает свет на нервную основу самосознания у людей и других животных. Исследования показывают, что мозг обезьяны имеет основу для самоосознания, но для того чтобы она ею воспользовалась обезьяну нужно обучить и показать возможности для достижения самопознания.
В более ранних исследованиях, ученые предлагали обезьянам зеркала разных форм и размеров в разных возрастных группах, начиная с молодого возраста. Обезьяны научились использовать зеркала в качестве инструментов для наблюдения других объектов, но никогда не выявляли никаких признаков самопознания. Обезьяны никогда не рассматривали и не изучали свое лицо даже при целенаправленном отражении его в зеркале.
В новом исследовании исследователи усаживали обезьян перед зеркалом и направляли мягких луч света лазера на их лица. После 2-5 недель обучения, эти обезьяны научились трогать свое лицо в местах, отмеченных пятном, которое они не могли чувствовать, но видели его в зеркале. Они также заметили свое лицо на экране монитора с зеркальным видеоизображением. Они научились находить световую метку на своем лице по зеркальному изображению.
Большинство обезьян - пять из семи - показало типичное зеркально-индуцированное самоуправляемое поведение, прикасались к отметке, а затем обнюхивали пальцы, как если бы они думали, что-то вроде "Эй, что это такое там на моем лице?". Далее они использовали зеркала для осмотра других частей тела.
Результаты исследований обезьян дают надежды для людей, которые не в состоянии признать себя в зеркале в связи с нарушениями функций головного мозга, таких как умственная отсталость, аутизм, шизофрения или болезнь Альцгеймера.
Несмотря на то, что снижение самопознания у больных предполагает наличие неврологического дефицита мозговых механизмов, данное исследование указывает на возможность устранения этого дефицита с помощью обучения. Даже частичное восстановление способности к самосознанию будет большим плюсом для лиц с его нарушением.