Расстройства аутистического спектра (РАС, Autism spectrum disorders (ASDs)) представляют собой группу нарушений психического состояния включающих нарушения речи, социальных навыков и поведения.
Симптомы этих нарушений могут варьироваться от легкой до тяжелой степени. Существуют три основных типа РАС:
Аутизм (также называемый классический аутизм). Пациенты с серьезными нарушениями речи, социальными и поведенческими проблемами.
Синдром Аспергера. Пациенты с теми же нарушениями, но в меньшей степени выраженности. Они обычно имеют нормальную речь и интеллектуальные способности.
Расстройства развития не классифицированные с другими состояниями (также называемые атипичный аутизм). Пациенты имеют некоторые симптомы психических расстройств, часто с нарушениями речи и проблемами социальной адаптации, но их не достаточно, чтобы диагностировать классический аутизм.
Статистика распространенности ASDs.
Встречаемость аутизма и подобных состояний среди детей в развитых странах достигает 1 из 150 здоровых детей. В Соединенных Штатах, например, вероятность диагностирования некоторых нарушений психики в детском возрасте может встретится у 650 тысяч человек. С 80х годов прошлого века наблюдается неуклонный рост случаев выявленной патологии, но показатели роста не вполне репрезентативны поскольку изменились методы и подходы к диагностике, акцентировалось внимание на психологических проблемах развития ребенка. Т.е. если раньше некоторые отклонения поведения не считались патологией, то современные представления о психическом здоровье заставляют искать подход к лечению таких пациентов. ASDs встречаются во всех расовых, социальных и образовательных группах. У мальчиков примерно в 4 раза чаще. Братья и сестры больного ребенка, могут подвергаться повышенному риску развития ASDs (2-8 %). Риску развития подвержены недоношенные дети.
Симптомы аутизма и расстройств аутистического спектра
Каждый ребенок с ASD является уникальным по имеющимся признакам нарушений. Общие характеристики включают:
Отсутствие речи (около 40 процентов детей с аутизмом не говорят вообще), повторение слов, повторение движений, чрезмерная активности или наоборот отсутствие игровых действий, частые истерики, не смотрят в глаза, не вступают и не поддерживают разговор, не заводят друзей, не реагируют при обращении к ним по имени, избегают перемен в привычном образе жизни, повторяют однообразные действия, замкнутость и желание быть в одиночестве, ориентированность на один вид деятельности или субъект, нарушение сна, чрезмерная чувствительность к определенным звукам, запахам или вкусу, неприятие прикосновений или объятий, необоснованные страхи, агрессивность, нанесение себе вреда, быстрая потеря знаний и навыков.
В первый год жизни распознать психические нарушения не представляется возможным, в дальнейшем отмечается отставание развития речи и социальных навыков, а приобретенные могут быстро утрачиваться. Физическое развитие, как правило, не страдает. Развернутая клиника, являющаяся основанием постановки диагноза формируется к 3м годам. Каждый ребенок развивается с определенной скоростью, ранние признаки расстройств можно заподозрить с 6-месячного возраста, когда младенец начинает гулить и лепетать при виде родителей. Также возможно отсутствие реакции и поворота на обращение к младенцу, отсутствие улыбки, отсутствие концентрации внимания при показывании предметов. Малыши с этими признаками не обязательно имеют ASD, тем не менее, родители должны обсудить эти признаки с врачом.
Критерии, которые должны настораживать: отсутствие лепета или отдельных слов, указательных и других жестов к 12 месяцам; не произносит отдельные слова к 16 месяцам; не произносит фразы к 24 месяцам; утрачивает ранее приобретенные навыки или забывает слова и определения в любом возрасте. Рекомендуется проводить обследование на признаки аутизма в 18 и 24 месяца. Ранняя диагностика позволит значительно улучшить прогноз.
Диагностика Аутизма.
Специфических методов диагностики не существует, диагноз устанавливается на основании наблюдения за поведением ребенка, используются скрининг-тесты определяющие характеристики поведения. При необходимости к обследованию и лечению привлекаются неврологи и психологи.
Причины развития аутистических нарушений и группы риска.
В группу риска включены дети рожденные до 37 недель беременности (недоношенные); при наличии проблем во время беременности и в родах – преэклампсия, гипертония, родовые травмы; дети с нарушениями зрения и слуха вследствие других причин. Развитие аутизма не связано с плохим воспитанием и другими социальными факторами. Окончательно причины не известны, но представляется, что имеются тонкие биологические аномалии в специфических структурах головного мозга. Возможно имеются генетические и экологические факторы. Недавно определена небольшая область гена на хромосоме 5, которая может быть связана с 15 % случаев ASD. Другое исследование указывает на область хромосомы 16 которая в 100 раз чаще встречается у детей с РАС. Некоторые инфекции (например, краснуха или цитомегаловирус) также были связаны с ЗАС. У старородящих матерей дети с аутизмом встречаются чаще. У 10 % детей с РАС имеются другие генетические заболевания, в том числе: синдром ломкой Х-хромосомы, туберозный склероз, синдром Дауна. Других вероятных причин развития аутизма, включая календарные прививки от инфекционных заболеваний, достоверно не выявлено.
Лечение аутизма.
Детям проводится интенсивная поведенческая терапия, групповые и индивидуальные занятия с психологом. Начиная с 18 месячного возраста, занятия приводят к значительному повышению коэффициента интеллекта (IQ + 18 баллов). Повышается способность к обучению языкам, улучшается социальная адаптация. Лекарственные препараты из группы антидепрессантов и седативных могут усилить прогресс.